ОСАГО: зачем и сколько
Смысл полиса ОСАГО заключается в том, чтобы гарантировать владельцу пострадавшего в аварии автомобиля получение компенсации на ремонт. То есть «автогражданка», образно выражаясь, страхует не ваш автомобиль, а машину «того парня», который едет перед вами. И в которого вы можете врезаться, если вовремя не затормозите. С другой стороны, и вы тоже находитесь под защитой полиса ОСАГО — если кто-то помнет вашу машину, то вам не нужно будет «выбивать» деньги с виновника (правда, придется столкнуться со страховой компанией, но это уже другая история). Кроме того, благодаря полису ОСАГО можно получить деньги не только на ремонт автомобиля, но и компенсацию за лечение, возможную потерю заработка в случае травм и так далее.
Сумма компенсации ограничена. Долгое время «за железо» можно было получить максимум 120-160 тысяч рублей (последняя сумма полагалась в том случае, если в аварии участвовало более двух автомобилей, но при этом 160 тысяч предлагалось разделить между всеми пострадавшими).
Но с 1 октября 2014 года сумма была увеличена до 400 тысяч рублей. И на сей раз 400 тысяч «положены» всем пострадавшим в ДТП автомобилям (за исключением виновника аварии). Данная норма распространяется на договоры, заключенные с 1 октября 2014 года. По договорам, заключенным до 1 октября 2014 года, максимальная выплата за вред, причиненный имуществу одного лица, составляет 120 тыс. рублей; за вред, причиненный имуществу нескольких лиц – 160 тыс. рублей на всех.
По жизни и здоровью максимальный размер компенсации в настоящий момент для договоров, которые были заключены до 1 апреля 2015 года, составляет не более 160 000 рублей каждому пострадавшему. Однако для договоров, которые были заключены после 1 апреля 2015 года, она составляет уже 500 000 рублей. Причем выплаты будут производиться по новой схеме – размеры компенсаций будут четко зависеть от вида травмы и ее тяжести. За сотрясение мозга от 15 до 25 тысяч рублей, за перелом плеча - 75 тысяч рублей, за перелом голени - от 20 до 90 тысяч рублей. И эти самые выплаты можно будет получать не дожидаясь окончания лечения, а фактически сразу, плюс до минимума сократится количество необходимых справок. При этом, если потерпевшему будут установлены более серьёзные характер и степень повреждения здоровья, инвалидность либо расходы на лечение превысят размер ранее произведенной страховой выплаты за причинение вреда здоровью, потерпевшему будет дополнительно произведена страховая выплата в пределах 500 000 рублей.
С 1 сентября 2014 года водитель может сам решать, какую форму компенсации ему выбрать – помимо денежной выплаты можно будет попросить сразу направить машину на ремонт на СТО, которые имеют соответствующие договоры со страховщиком. Страховщики обязаны размещать на сайте список ремонтных станций, с которыми у них заключены договоры в рамках ОСАГО. Норма распространяется на договоры, заключенные с 1 сентября 2014 года.
Кстати, с 1 июля 2015 года в России появились электронные полисы ОСАГО. На данный момент запущена возможность пролонгации договоров в электронном виде, с 1 октября 2015 можно будет уже заключать новые договоры, а с 1 июля 2016 возможность купить электронный полис получат юридические лица.
Схема покупки электронного полиса проста. Гражданин заходит на сайт страховой компании, пишет заявление по предлагаемой форме, вводит все необходимые сведения. Сайт страховщика обращается к автоматизированной системе ОСАГО (АИС РСА), которая была создана несколько лет назад в том числе в целях обеспечить страховщиков информацией для заключения электронных договоров. Кроме того, информация по водителям и автомобилям накоплена и в самой базе АИС РСА. «Е-полис» не выдается, если заявленная страхователем информация не соответствуют данным из АИС РСА. После проверки сведений договор регистрируется в АИС, ему присваивается номер. Клиенту выставляется счет, он производит оплату и получает свой полис в электронном виде. В перспективе база АИС РСА будет направлять страхователю СМС о заключенном электронном договоре. Если при заполнении сделал ошибки, то система просто не подтвердит его сведения и не даст заключить договор.
Затем автовладельцу достаточно будет распечатать бланк полиса и возить его с собой. У сотрудников ГИБДД при сомнении в том, что водитель действительно покупал полис, всегда будет возможность проверить по базе данных – зарегистрирован ли этот полис в общей федеральной базе ОСАГО или нет. Для тех сотрудников ГИБДД, которые не располагают подобными возможностями, остается вариант обращения за подобной информацией по рации.
Понравилась статья? Поделись: